Архангельская губерния не была опалена войной 1812-го года. Тем не менее, внесла свой вклад в победу. Накануне войны на службу было отправлено около 3-ёх с половиной тысяч наших земляков.
По оценкам историков, в Бородинской битве приняли участие примерно 2 тысячи северян. В областном архиве содержатся документы с пометкой «Особо ценные». Дело о сборе сил для временного ополчения, дело о сборе вещей для военных частей. Или, например, дело о поиске военнопленных. По всей Архангельской губернии разыскивали французского солдата Пьера Тушара. Кстати, многих военнопленных Поморье приютило. Нашествие европейских «пришельцев» стало головной болью для местной власти и жителей. Но тем не менее, северяне не видели в военнопленных врагов, и даже заботились о них.
Евгений Колтовой, краевед, исследователь военной истории Архангельского Севера:
— Северяне достаточно добродушно относились к этим так сказать шаромыжникам. Знаете происхождение этого слова? Это чисто русское жаргонное. А произошло оно как раз после войны 812-го года. Вот ходит француз, вот работать он не хочет, а есть хочет и просит: шере ми — дорогой мой так сказать накорми. Ну русские переиначили -таких прощелыг называли шаромыжниками.
До революции тему изучал Николай Голубцов, в советское время — Георгий Фруменков. Сейчас Евгений Колтовой занимается войной 12-го года. Историк выяснил — его пра-прадед Николай Петрушенко был участником войны 1812-го года.
Евгений Колтовой, краевед:
— Тема для вдумчивого исследователя бескрайняя безбрежная, всё зависит от его нацеленности целеустремлённости заинтересованности.
Последнее десятилетие архангельские историки не особенно интересуются войной 12-го года. А ведь по этим документам, отмечают в архиве, можно было бы написать, например, докторскую диссертацию.
Этот материал был опубликован на сайте Поморье: http://www.pomorie.ru/news/segodnya—200-let-so-dnya-borodinskoy-bitvi—